воскресенье, 10 июня 2012 г.

Пушкин в Тифлисе


О Пушкине сказано-пересказано, написано-перенаписано. И я все равно попытаюсь рассказать о «нашем все» то, что, возможно, не очень-то и известно.
Это будет история о Пушкине в Тбилиси.
Ну, справедливо сказать, конечно -  о Пушкине в Тифлисе, именно так в 19 веке называлась столица Грузии.
Из путешествия по "пушкинским местам" в Тбилиси может получиться своеобразный путеводитель.
Пушкин приехал сюда в мае 1829 года. Он собирался провести в Тифлисе всего два дня, но задержался на две недели. 
Так, пожалуй, бывает со всеми приезжими в Грузию – мы приезжаем на день, остаемся на месяц, приезжаем на месяц- остаемся на год.
Тогда в городе было так жарко, что поэт даже название города перевел как «жаркий город». Хотя слово «тбили» в переводе на русский означает «теплый».
Но это же был Пушкин. Как поэтично он записал:
«Тифлис находится на берегах Куры, в долине, окруженной каменистыми горами. Они … раскалясь на солнце, не нагревают, а кипятят недвижный воздух. Вот причина нестерпимых жаров, царствующих в Тифлисе».
Для меня это, кстати, стало вполне удовлетворяющим объяснением по сей день царящей здесь нестерпимой жары.
Горы кипятят воздух! 
Ну Пушкин – одно слово!
Хотя самыми его известными строками являются, конечно, стихотворные:
Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальных..
и
На холмах Грузии лежит ночная мгла...
                  Улица Пушкина в Тбилиси находится в процессе перестройки-реконструкции
Пушкин въехал в город по улице, которая сегодня носит его имя. Символично, что даже во время нынешней реставрации домов – кажется, весь Тбилиси сегодня перестраивается - табличка с наименованием улицы сохранилась. Да и прежнее название города на ней - тоже.
Впрочем, напоминанием о Пушкине служит не только это. А самый настоящий памятник, который расположен в сквере, носящем имя – ну конечно же – Пушкина.
                                  Эриванская площадь Тифлиса на старинных открытках 
Пушкинский сквер находится акурат рядом с главной площадью Тбилиси. Сегодня она носит имя Свободы, а раньше называлась то Эриванской, то Берии, то Ленина. 
До середины 19 века на ее месте располагался караван-сарай Тамамшева.
                                           Караван-сарай на Эриванской площади
В середине девятнадцатого века караван-сарай сгорел. И до середины века двадцатого на Эриванской площади не было ничего, кроме, говоря языком современным, паркинга для автомобилей советских чиновников.
                                Вид на площадь имени Берии, нынешнюю площадь Свободы
Бюст работы скульптора Феликса Ходоровича был установлен в сквере в мае 1892 года и стал пятым по счету памятником Пушкину на территории тогдашней Российской империи. 
А между тем на тот момент со дня гибели великого поэта минуло уже 55 лет. Памятник появился по инициативе тифлисского полицмейстера Россинского. Сумма в 2 тысячи 281 рубль 5 копеек была собрана самими гражданами Грузии. Проект скульптора первым делом был утвержден в городской думе, а затем - в Петербурге.
 
                                    Церемония открытия памятника Пушкину 29.05.1892
Первоначально бюст был обращен к духану, в котором, по легенде, любил бывать Пушкин. Хотя если следовать логике выбора любимых тифлисских мест поэта, то памятник можно было бы и вовсе поставить возле серных бань (тоже находящихся неподалеку от улицы Пушкина), которые так понравились русскому поэту. Недаром по сей день перед входом в одну из бань красуется мемориальная доска со словами Пушкина.
Но памятник все же поставили в сквере. И впоследствии от духана, который был разрушен, бюст повернули к Тифлисской духовной семинарии, где, кстати, одно время учился Иосиф Джугашвили.
Само здание семинарии было построено в 1830 году по проекту архитектора Бернардацци. И первоначально там тоже располагался караван-сарай, а затем гостиница. Сегодня в этом здании располагается Музей искусств.
                                 Караван-сарай Тамамшева и здание семинарии (справа)
Связи между Сталиным и Пушкиным, конечно, не было и быть не могло. А вот с именем Лениным такая связь – забавная -  существует.
Составителем сборника сочинений поэта в 1912 году значится некто В. Ленин. На самом деле, это человек к вождю мирового пролетариата никакого отношения не имеет – просто у издателя Сытина была дочь Лена и вот честь нее он и поставил на страницах книги этот псевдоним.
Неподалеку от  памятника Пушкину находится здание Дворца наместника на Кавказе. В совесткие годы там находился дом пионеров.
Судьба родной внучки поэта окажется напрямую связана с семьей обитателей Дворца наместника.
София Меренберг, внучка поэта, вышла замуж за великого князя Михаила Михайловича, отец которого, сын императора Николая Первого великий князь Михаил, долгие год был Наместником на Кавказе.
Известие о том, что двоюродный брат императора Александра Третьего женился на особе не царской фамилии, имело эффект разорвавшейся бомбы. Мать великого князя так и не сумела оправиться от потрясения и через несколько дней скончалась.
А самим молодоженам царским указом было запрещено нахождение на территории Российской империи. В итоге супруги перебрались жить в Канны.
                        София Меренберг, графиня Торби и великий князь Михаил Михайлович
Кстати, вилла, на которой они жили, называлась «Казбек». А титулом морганатической супруги великого князя стало – графиня Торби. Этот титул придумал сам великий князь – в память деревни в боржомском имении своего отца.
Сейчас общим место стало сетовать, что вот, мол, Пушкина в Грузии совсем забыли. Не думаю что это так.
Кто любит стихи, тот и сейчас читает Пушкина. Ведь без Пушкина поэзии не существует.
А те, для кого он был всего лишь «нашим всем», хватало и раньше.
Есть такой анекдот-быль из 80-хх годов прошлого века.
Как-то в Тбилиси приехали туристы. Оказавшись возле бюста Пушкину, одна из дам воскликнула: «Ой, а я и не знала, что Пушкин похоронен в Грузии». Мимо проходил какой-то грузин и не удержался от комментария: «Да, Пушкин здесь похоронен, а Ленин – вон там». И указал на нынешнюю площадь Свободы, которая раньше носила имя Ленина и в центре которой возвышался памятник Ленину.
Хотя отчасти Пушкин и правда похоронен в Тбилиси. Равно как и в тысячах других мест, где живут его почитатели.
Пушкин там, где мы. И чтобы так было всегда, не нужны ни памятники, ни лозунги.
Ведь музей жив не тогда, когда он открыт, а когда в него ходят люди, когда он нужен.
Музей Пушкина будет открыт всегда, пока мы живы. Потому что он – в нашем сердце.

Комментариев нет:

Отправить комментарий