вторник, 16 октября 2012 г.

"Мемуары фрейлины императрицы..."- это тифлисская сага

Книга "Мемуары фрейлины императрицы..." первоначально должна была называться именно так -"Тифлисская сага".
В последний момент в издательстве решили, что "Мемуары фрейлины..." звучит лучше.
При этом смысл книги, конечно же, остался прежним. Все ее герои, так или иначе, были связаны с Тифлисом (до 1936 года именно это имя носила столица Грузии).
Несмотря на то, что действующих лиц в книге много, главной героиней является правнучка баронессы Мейендорф и дочь княжны Дадиани Тамара (Татули) Гвиниашвили.
Именно встреча, а затем и дружба с этой великой женщиной (после знакомства с историей Татули, уверен, ни у кого не возникнет сомнения в справедливости выбранного эпитета) позволили мне завершить трехлетнюю работу над этой книгой.
Конечно же, перед тем, как рукопись была отправлена в издательство, я познакомил калбатони Татули (именно так в Грузии обращаются к собеседнику, а не по имени-отчеству) с тем, что у меня получилось.
Но все равно, после того, как книга уже увидела свет, я волновался. Что скажет моя героиня, увидев результаты наших бесед и моих переводов дневников ее предков на русский язык.
"Мемуары фрейлины...." увидели свет в пятницу, 5 октября. Уже через день книга вошла в список лидеров продаж магазина "Москва"- ведущего книжного магазина российской столицы. 
В Тбилиси книгу привезли в понедельник. Через несколько часов я был у Татули.
Это был, пожалуй, первый визит, когда мы оба молчали. Сидели и читали нашу с ней книгу. Лишь изредка поднимая голову и обмениваясь незначительными репликами. 
Вскоре я ушел и оставил Татули наедине с книгой. 
На другой день она не позвонила. Мне самому набирать ее номер отчего-то было неудобно. Казалось, что это будет выглядеть, словно я хочу выслушать комплименты. А, судя по молчанию Татули, книга у нее вызвала совсем другие эмоции.
Она позвонила лишь через два дня.
- У вас есть секунда? - спросила она.
- Конечно, - ответил я, приготовившись выслушать приговор. - Вы уже прочитали?
- Я закончила читать в первый же день. Точнее ночь. Или утро. Начала сразу же после вашего ухода. Ближе к часу ночи выпила лекарство от давления и снова читала. Заснула лишь в четыре часа утра. Но в десять уже встала и тут же раскрыла книгу. Дочь сказала, чтобы я взяла такси, приехала к ней домой и мы вместе читали. Но я не могла тратить время на дорогу. Я не знаю, как сказать вам спасибо. Даже постеснялась позвонить, подумала, может, потревожу. Но все-таки вот позвонила. Письма папы из тюрьмы в конце книги... Знаете, я неожиданно нашла еще одно его послание из камеры смертников. Хочу вам обязательно показать. А какая, оказывается, была жизнь у моей бабушки. А мамина судьба? Когда читаешь, все ведь гораздо ярче воспринимаешь. За эти два дня я словно просмотрела ленту всей своей жизни. И не только своей. Как вас благодарить?
- Вам спасибо! Вы знаете, что наша книга занимает второе место в рейтинге лучших мемуарных книг Москвы? На первом месте письма Джона Леннона.
- Кого? Подождите, я запишу. Как, говорите, его зовут?
- Джон Леннон, калбатоно Татули. Это лидер группы "Битлз".
- Ага, ясно. Расскажу правнучке. И, пожалуйста, приходите в гости....
Сегодня я собираюсь к Татули. Расскажу ей, что мы уже "победили" Джона Ленонна и "Мемуары фрейлины императрицы..." вновь на первом месте в рейтинге книг. 
Она удивится. Но ей будет приятно. И правнучке, думаю, тоже. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий