1 августа 2012 года не стало актера Федора Чеханкова.
Он не был кинозвездой. Но когда шел по улице- его узнавали и улыбались.
Я, конечно же, не был другом Федора Яковлевича. Но довольно часто встречался с ним, когда писал о танцовщике Владимире Васильеве, который был ближайшим другом Чеханкова. Или когда бывал в гостях у Виталия Вульфа, с которым Чеханкова тоже связывали годы дружбы.
Несколько лет назад я решил сделать большое интервью с Чеханковым. Просто так, безо всякого, что называется, информационного повода.
Мы проговорили несколько часов. Я тогда был главным редактором глянцевого журнала и решил посвятить своему знакомому несколько журнальных разворотов. Мне говорили, что это неправильно, он же, мол, не "медийное" лицо, не снимается в сериалах.
Но журнал с большим интервью Чеханкова вышел. И через пару дней его уже было не купить.
Потом я надолго уехал из Москвы. И видел Федора Яковлевича лишь на экране телевизора и на фотографиях в журналах.
Последнее фото, которое попало мне на глаза, было сделано на похоронах Виталия Вульфа. Шел снег, все прощающиеся, видимо, уже разошлись. И лишь Чеханков, с непокрытой головой, стоял возле могилы и прижимал руками к горлу теплый шарф.
Выражение лица Федора Яковлевича до сих пор у меня перед глазами. Казалось, он всматривается в какие-то дали, которые нам увидеть не дано.
Думаю, будет справедливым вспомнить то самое интервью с "немедийным", но любимым многими актером. Я не стал изменять ни слова в записи нашего разговора, который состоялся пять лет назад.
* * *
ВСЕ стены квартиры народного артиста России
Федора Чеханкова завешаны картинами на балетную тему: портрет Мариса Лиепы
в гримерной, набросок Майи Плисецкой в роли Кармен, работы Владимира
Васильева. Впечатление, что попадаешь не в жилище ведущего актера Театра
Российской армии, а в дом танцовщика Большого театра.
О ПИСЬМЕ УЛАНОВОЙ
— ФЕДОР Яковлевич, может, вам надо было
в хореографическое училище идти? Вы только что не живете
в Большом театре — бываете на всех премьерах, дружите
со многими балеринами, да и в балете вряд ли кто
разбирается лучше вас…
— А я недавно предложил одному
из танцовщиков Большого выйти со мной в программе «К
барьеру» — я бы его через пять минут уделал в пух и прах.
Но это все шутки. А в хореографическое поступить я не мог, так
как приехал в Москву из Орла. Там никакого училища не было.
А поскольку в столицу я приехал в 17 лет, то поступать
здесь было поздно. Хотя всегда мечтал именно об этом.
— А я думал, вы драматическим артистом
хотели быть. Как мама.
— Мама была ведущей актрисой Орловского театра,
и ее слава не раз выручала меня в детстве. А в школу
ее из-за меня вызывали часто. Помню, во время одного из уроков
черчения преподаватель начал меня стыдить: «Чеханков! Что ты о себе
думаешь? Ты же двух прямых провести не можешь! Что из тебя
выйдет в будущем? Пожалей мать!» А я ему (теперь и не
представляю, как мне это могло прийти в голову) ответил: «А вы за
меня не волнуйтесь! Я поеду в Москву и женюсь
на Александре Александровне Яблочкиной. И жизнь моя будет
обеспечена!»
Яблочкиной, к слову сказать, тогда было
90 лет. В школе, разумеется, все слышали, что она — великая
«старуха» Малого театра. Маму вызывают в школу: «Ваш сын растет альфонсом.
Он хочет жить за счет старых женщин». Из-за этого даже педсовет собирали,
как же — учащийся Чеханков намерен себя продавать! Только благодаря
маминой популярности меня удалось отстоять. А я, видимо, уже тогда
интуитивно метил в училище Малого театра. Куда, к слову сказать,
впоследствии и поступил. (Смеется).
— А при чем здесь в таком случае
балет?
— Ну как же, балет стал самым ярким
потрясением моего детства. Когда совсем мальчишкой увидел в орловском
кинотеатре фильм «Мастера русского балета» и открыл для себя, что
существует такое искусство, то уговорил маму написать письмо Галине
Улановой. Тогда ведь именно с ее именем олицетворялось само слово «балет».
Мне было лет 14. Мама написала, но Галина Сергеевна, разумеется,
не ответила — мало ли таких писем она получала…
— А о чем ваша мама писала Улановой?
— О том, чтобы Галина Сергеевна рассказала,
что нужно для того, чтобы стать артистом балета. Помню, как сидел
в полупустом зале кинотеатра и смотрел, как она танцевала
на киноэкране. Кто эти люди, что у них за жесты, думал
я. Перед зеркалом дома, конечно, кривлялся, ставил, когда мама уходила,
на патефон пластинку Шульженко и танцевал. Удивительное дело,
но я даже не ходил в танцевальный кружок. Я вообще никакие
кружки не посещал. Хотя маленьким уже выходил на драматическую сцену,
играл Сережу Каренина, например.
Уланова мне не ответила. А Ольга
Васильевна Лепешинская — другая знаменитейшая балерина той эпохи —
ответила. Дело в том, что каждый год на зимние каникулы я ездил
в Москву. Мама волновалась, но отпускала. Никогда не забуду, как
по двенадцать часов ехал на автобусе из Орла, в районе Тулы
мне всегда становилось плохо, укачивало. За 11 дней каникул успевал
посетить 13 спектаклей. А потом возвращался домой и с трепетом
перебирал собранные театральные программки.
Году в 56-м я во время очередных
зимних каникул увидел в филиале Большого театра спектакль с участием
Лепешинской.
Я вел торжественный вечер, посвященный
ее 90-летнему юбилею. И сказал, что ровно 50 лет назад посмотрел
ее спектакль. Ничего тогда не понимал — что такое подъем,
верчение, фуэте (это сейчас я могу диссертацию написать), но был
потрясен. Естественно, отправился после спектакля к служебному входу.
И вместе с двумя сотнями человек дождался ее выхода. Тогда
народные артисты СССР ездили на больших черных лимузинах «ЗиС».
До сих пор перед глазами стоит картина, как Ольга Васильевна вышла из подъезда
и села в такую машину.
Я вернулся в Орел и написал
ей письмо. И она ответила. В конверте лежало ее фото
и надпись: «Благодарю за теплые слова. Желаю счастья. Ольга
Лепешинская». Эта фотография была со мной всю жизнь. А с Ольгой
Васильевной мы и сегодня общаемся. Ходили недавно вместе на балет
«Дон Кихот».
— Я ЗНАЮ, вы дружите с Владимиром
Васильевым, великим исполнителем партии Спартака.
— Мы знаем друг друга уже полвека.
У Щепкинского театрального, в котором учился я, и у
хореографического, где занимался Володя, был общий двор. Тогда ведь
хореографическое находилось на Пушечной улице. Когда я поступил
на первый курс, то Володя и Катя Максимова, ставшая
в будущем его женой и партнершей, учиться уже заканчивали.
«Щепкинцев» пускали в их столовую. Обед, как сейчас помню, стоил
1 рубль 20 копеек. А когда меня выгоняли с занятий
по марксизму-ленинизму (не потому, что был диссидент, просто не мог
усидеть на месте — скучно было), я шел к приоткрытым дверям
балетного училища и слушал: «Закрыли ножки, открыли. Батман, плие».
Летом 58-го года состоялся смотр
хореографических училищ. Тогда все впервые увидели Рудика Нуреева, Володю
Васильева, Катю Максимову. Я тоже был в зале Чайковского и все
это видел и помню. О том, что Володя станет ведущим солистом мира,
никто не думал. А вот о Кате все было понятно уже тогда. Помню,
как в столовой ее, маленькую и в бантах, подводили без очереди
к кассе. И когда мы начинали возмущаться, нам говорили:
«Она — лауреат фестиваля молодежи и студентов». Хотя Катя сейчас
говорит, что этого не было. Но я-то помню.
Кстати, удивительное дело — когда
я приехал в Москву, то мама сняла мне угол в коммунальной
квартире на улице Москвина. А потом я узнал, что Володя
и Катя, поженившись, тоже жили на этой улице. Там у них была их первая
коммуналка. А еще неподалеку располагалась школа, в которой учился
Андрюша Миронов. Каждый день, опаздывая на занятия в Щепкинское,
я встречал мальчишку в форменной курточке, тоже бежавшего
на урок. Когда на экраны вышла картина «А если это любовь?»,
в одном из героев я узнал полноватого мальчика, с которым
часто сталкивался на улице.
— Вы дружили с Мироновым?
— Дружил я с его женой Ларисой Голубкиной,
с которой служил в одном театре. Не могу сказать, что
мы каждый день перезванивались. Но общались с Андреем довольно
часто. Я бывал у них дома, и мы порою допоздна засиживались
на кухне, рассказывая друг другу о своих проблемах или просто болтая
о музыке. Тогда сонная Лариса являлась нас «разнимать» и разгонять.
Андрей ввел меня в дом своих родителей — Марии Владимировны
и Александра Семеновича.
Между репетицией и спектаклем Андрей часто
приезжал отдыхать именно к маме, на Арбат. Тогда не было таких,
как сегодня, автомобильных пробок на Садовом кольце и дорога
от Театра Сатиры до Арбата занимала минут десять. Обычно
он дремал, свернувшись калачиком, на своем любимом диванчике красного
дерева, что-то перекусывал и снова мчался в театр.
В жизни Андрей не всегда был таким,
каким казался публике, — легким и лучезарным. В компании,
в застолье был действительно потрясающим. Кто имел неосторожность хоть раз
встретить с ним Новый год, уже ни с кем другим встречать этот
праздник потом не мог. А вот с утра он бывал довольно
сумрачным. Я бы даже сказал, неприветливым. Все-таки нагрузки испытывал
огромные. Правда, как человек воспитанный, свое раздражение скрывал.
Андрея не стало 16 августа.
А через день на Рижском вокзале я встречал поезд,
на котором из Латвии возвращалась Мария Владимировна. Мы с
ужасом шли навстречу приближающемуся вагону — что сказать матери, потерявшей
единственного сына? Мария Владимировна стояла у окна: спокойная, как
скала, аккуратно причесанная. Вещи были давно уложены и стояли
в тамбуре. Мы молча вошли в поезд, взяли ее чемоданы, она
молча села на заднее сиденье моей машины. Не зная, что сказать друг
другу, мы поехали. Наконец Мария Владимировна произнесла: «Конечно,
я полное дерьмо. Я после этого жить не должна. Но у меня
не хватит сил сделать это самой. Я буду жить. Жить во имя его».
Она не плакала никогда. Даже
на похоронах. Иногда позволяла себе расслабиться, заходя в комнату
Александра Семеновича, где на кровати были разложены фотографии Андрея,
статьи о нем, его интервью. Она называла ее «мой мавзолей».
В углу стоял гримировальный столик Андрея, который ей отдали
из Театра сатиры. Рядом висел костюм Фигаро, тот самый, в котором
Андрей играл своей последний спектакль. На столе лежала его коробка грима,
ему предназначавшиеся засохшие цветы и его сверток с теннисными
вещами, которые он оставил ей в последний день постирать. Однажды,
выходя из этой комнаты, она мне сказала: «Федь, как страшно —
я же никогда больше не услышу их голосов!» В этой
сдержанной фразе и выразилось все ее одиночество.
О ПОКЛОННИЦАХ
— ВАША карьера в Театре армии начала
складываться с первого дня?
— Можно сказать и так. Например,
в труппу я был зачислен с зарплатой в 69 рублей. А уже
через год мне прибавили десять рублей, так как за это время я сыграл
три главные роли. Правда, когда мне в месткоме утверждали повышение
жалованья, то предупредили, что у меня есть задатки звездной болезни.
«В чем она выражается?» — спросил я. Оказалось, все дело было
в моих поклонницах. Когда я играл спектакль на малой сцене, они
приходили, садились в первом ряду и смотрели на меня
в бинокль. Когда я потом спросил, на что же они смотрят,
девчонки ответили: «На выражение глаз». Стоило мне, отыграв свою сцену, уйти
за кулисы, они демонстративно начинали читать книгу. Меня за это
чуть ли не вызывали к начальству: «Скажите вашим!» А я-то
был ни при чем. И никогда поклонниц не шугал. А вот Лариса
Голубкина (после «Гусарской баллады» у нее была совершенно дикая
популярность) их не любила, и они платили ей взаимностью.
Мы играли с ней в спектакле
«Солдат и Ева» (она — Еву, я — Солдата). Выходили после
спектакля, а на улице стояла огромная толпа, в основном из-за нее,
конечно. Программы «Артлото», которая сделала меня популярным, тогда еще
не было. Стриглись под Голубкину, следили, как и куда она
идет, — выставляли одного человека у метро, другого у ее
квартиры.
— А вы на метро ездили?
— Ну а как? Иногда, если рубль был лишний,
на такси. Лариса жила на Мичуринском проспекте в квартире,
которую купила на гонорар за «Гусарскую балладу». Так ей однажды
в дверной замок спичек напихали. В бинокль смотрели, кто к ней
приходит в гости.
У меня под окнами тоже сутками стояли,
звонили через каждую минуту и дышали в трубку. Соседи
по коммуналке с ума сходили. Одна пожилая армянка, в очередной
раз подняв «молчащую» трубку, не выдержала и закричала: «Перестаньте
звонить, здесь живут пенсионеры союзного значения!»
— Жизнь удалась, Федор Яковлевич?
— Знаешь, мне кто-то очень хорошо
объяснил — все зависит от того, от чего отсчитывать. Если
я буду думать, что не сделал карьеру Чарли Чаплина, то останется
пойти в туалет и повеситься. Самое главное — быть благодарным
жизни.
Я категорически против фразы «непризнанный
талант». Не бывает этого! Фаина Георгиевна Раневская говорила:
«Талант — как прыщ, когда-нибудь на каком-нибудь месте,
но вскочит». И так и происходит — если не в 18,
то в пятьдесят лет. Мария Владимировна Миронова говорила, что редко бывает
актер, у которого одинаково благополучно складываются две половины
жизни — успех бывает либо в молодости, либо в зрелости.
По отношению к себе должен быть юмор.
Думаю, мне удается относиться к себе не очень серьезно. Иногда вспоминаю
свое прошлое. Детство в Орле, учеба в Москве, атмосфера первой
коммуналки, закулисье Малого театра, служба в Театре армии. Дерево
я посадил. Дом, увы, не построил. И, уж точно, теперь
не построю. Детей не родил, это не в нашей власти. Бог или дает
их, или нет. Признаюсь, я очень хотел иметь семью. У меня могли быть
дети, они должны были появиться на свет в 1961 году, сразу
двойня, — так сказал врач. Им сейчас было бы по 46 лет,
почти столько же, сколько я служу в театре. Не случилось.
Почему? Так было, очевидно, угодно Богу...
Комментариев нет:
Отправить комментарий