вторник, 8 ноября 2011 г.

Алексей БАТАЛОВ. Две истории


ПРИ УПОМИНАНИИ имени актера Алексея Баталова первое, что приходит в голову, — Гоша из фильма «Москва слезам не верит».
 А еще — его голос, который невозможно спутать ни с чьим другим.
И только затем — роли в картинах «Летят журавли», «Девять дней одного года», «Большая семья», «Дама с собачкой». Баталов — один из самых известных и любимых российских актеров.
27 апреля 2003 года именно ему была вручена самая главная «Ника» — в номинации «За честь и достоинство».
ЧЕСТЬ ПЕРВАЯ
СО СВОЕЙ нынешней женой, цыганской танцовщицей Гитаной Леонтенко, Баталов познакомился случайно, во время съемок в фильме «Дело Румянцевых». Молодая танцовщица гастролировала в Ленинградском цирке и оказалась соседкой актера по гостинице «Европейская». Он решил жениться на Гитане. Однако свадьба едва не стоила Алексею жизни.
— Это была сильнейшая любовная драма. Родственники Гитаны препятствовали браку, грозили физической расправой. У них же клановая мораль: мужем цыганки может быть только цыган из того же цеха. Но мы продолжали встречаться и в 1963 году поженились.
К этому времени Баталов уже был безусловной кинозвездой. В 1958 году на Каннском кинофестивале фильм «Летят журавли» получил «Золотую пальмовую ветвь», о молодом артисте заговорили во всем мире. И тогда он принял почти революционное по тем временам решение — уйти из МХАТа, где служил после окончания Школы-студии, и всерьез заняться кино.
«Когда я подал заявление об уходе, завтруппой от ужаса начал бегать по кабинету, а я, по его словам, на какое-то мгновение потерял сознание. Это был первый за всю историю Художественного театра добровольный уход из труппы. Ломалась вся моя жизнь. Я же не просто терял работу в театре, но и московскую прописку, жилплощадь. Мосты сжигались окончательно».
Баталов не ошибся. В историю он войдет, да уже вошел, как прекрасный киноартист. А о годах, проведенных в стенах Художественного театра, до сих пор напоминает диплом об окончании Школы- студии МХАТ, который тогдашнему выпускнику подписала сама Ольга Леонардовна Книппер-Чехова.
«Она пришла на наш дипломный спектакль и сказала, чтобы я принес ей свой диплом. Мне было как-то неловко, я стеснялся, но Ольга Леонардовна приказала: «Неси, дурак! Ты потом все поймешь».
— Чего только не было в моей жизни, — рассказывает Алексей Владимирович. — Например, в сказке «Три толстяка» я играл циркача Тибула, который, скрываясь от погони, идет по канату, натянутому между домами. Высота страшная! Камера снимала меня крупным планом, и пришлось делать все самому. Около года ушло на тренировки.
В фильме «Летят журавли» есть сцена, где я бью по лицу своего напарника-солдата, чтобы вывести его из шока. Он падает, увлекает меня за собой, а я лицом ударяюсь о разлом подпиленного дерева. Съемки проходили в Подмосковье, меня с разорванным лицом, потерявшего много крови, доставили в больницу г. Дмитрова, где бывший военный хирург буквально вытащил меня с того света.
Вообще судьба благоволит к Баталову. Не стань он актером, из него получился бы хороший писатель. Со сколькими великими сводила его жизнь! Например, соседом его родителей (половину суммы, уплаченной за квартиру, родители Алексея выиграли в карты у богатого иностранца) был Осип Мандельштам. И когда приехавшей к нему в гости Анне Ахматовой не хватило места для ночевки, поэтесса пришла к Ардовым. (Алексея воспитывал отчим — известный писатель-сатирик Виктор Ардов.) «Тетя Аня устроилась на ночь в моей крохотной комнате. И мы подружились».
Когда Алексей вернется из армии, Анна Андреевна даст ему весьма крупную сумму денег, чтобы молодой человек приоделся. Но у Баталова тогда были другие планы — на все деньги он купил машину «Москвич».
СЛАВОЙ и признанием Баталов обижен не был — за роли в фильмах «Бег», «Три толстяка», «Звезда пленительного счастья» актер удостоился всевозможных премий и званий, но настоящий звездный час настал для него в 1980 году, когда он снялся в фильме «Москва слезам не верит». Хотя поначалу играть роль Гоши Баталов категорически отказался. «Я слишком занят преподавательской работой», — объяснил он свой отказ Меньшову. И когда режиссер уже было собрался предложить сыграть Гошу Вячеславу Тихонову, Алексей Владимирович сам неожиданно позвонил ему: «Ладно, я решил рискнуть — гори огнем все мои дела».
Баталову кроме актерской работы пришлось взять на себя и почти дипломатические функции. Уговорить родителей юной актрисы, исполнившей роль Александры, дочери героини Веры Алентовой, смог только он. Причем одним только нажатием на дверной звонок: мать девушки заглянула в глазок и, увидев стоящего на лестничной площадке Баталова, тут же согласилась отпустить дочь на съемки.
Вообще Баталов относится к жизни философски. «Надо дожить до старости, — говорит 73-летний актер, — чтобы понять, как все тонко и взаимосвязано вокруг. Нельзя медлить с помощью, откладывать. Я каждый день должен сделать что-то конкретное, чтобы, придя домой, спокойно сесть в кресло и выпить свой чай».
 ЧАСТЬ ВТОРАЯ
2003 год для знаменитого актера оказался богат на юбилеи. Исполнилось
60 лет...
...СО ДНЯ выхода на экраны первого фильма с его участием - картины "Зоя". Правда, в ленте о героине-комсомолке Зое Космодемьянской 15-летний Алеша сыграл совсем крошечную роль. Небольшой, но честно заработанный гонорар для находившейся в эвакуации семьи был совсем нелишним.
О том, что в мире существуют какие-то другие профессии, кроме актерской, Баталов, конечно же, знал. Но себя нигде, кроме как на сцене, не видел.
"Я же жил с папой и мамой буквально в самом МХАТе, - вспоминает Алексей Владимирович. - Квартира наша была на одной лестничной клетке с квартирой дяди Васи Качалова".
Одно время в прославленном театре служило сразу девять представителей славного семейства Баталовых. Правда, на афише они значились под разными именами. "Станиславский запрещал актерам-родственникам иметь одну и ту же фамилию, - рассказывает Алексей Владимирович.- Поэтому Ольга Николаевна носила фамилию Андровская, хотя была женой дяди Коли (Николай Баталов широкому зрителю известен главной ролью в фильме "Путевка в жизнь"). Папа, пока был жив дядя, назывался Аталовым. Кстати, дядя утверждал, что наш род пошел от Баталини - был такой цирюльник при дворе Екатерины II".

40 лет...
...ПРОШЛО с тех пор, как народный любимец связал свою жизнь с цирковой актрисой Гитаной Леонтенко. У молодой семьи появилась дочь Мария. К сожалению, ребенок родился тяжелобольным.
"Будучи от природы одаренным ребенком, она ограничена в движении, - сказал актер в разговоре. - Травма невероятной степени сложности. Машка каждый день насквозь мокрая от пота: по три-четыре часа занимается, тренирует ноги, руки. Она прочитала гораздо больше, чем я. Занимается французским языком, хотя ей трудно говорить. Я честно признаюсь: ни разу "Божественную комедию" не дочитал до конца. А Машка прочитала и Библию, и Евангелие... Вообще, если что и держит меня на Земле, то это дочь, потому что мне надо всеми силами ей помогать. Бог знает, из каких ситуаций я выходил живым. Всем на свете болел, попадал в аварии, разбивался на съемках. Такие случаи врачи обычно называют чудом. А я просто знаю, что у меня есть настоящее дело".

20 лет...
...БАТАЛОВ не снимается в кино. В это трудно поверить, но последний раз на съемочную площадку народный артист СССР выходил в 1983 году, когда согласился сняться в фильме Дмитрия Светозарова "Скорость". По словам знакомых актера, согласие на роль он дал исключительно из-за своего увлечения автомобилями. После триумфального выхода на экраны картины Владимира
Все свое время Алексей Владимирович посвящает студентам ВГИКа, деканом актерского факультета которого он является. И, конечно же, семье. "Свободные дни у меня выпадают очень редко. В такие дни я обычно ничем не занимаюсь. А если настроение плохое или нервничаю, начинаю что-нибудь руками делать. Я ведь и механиком был, машину могу собрать и разобрать".
Главной целью своей жизни Баталов, "человек неандерсталинской эпохи", как он сам себя называет, считает помощь людям: "Я стараюсь помочь другим, и это - уж поверьте - единственное, чем стоит заниматься. Надо помогать не абстрактной молодежи, не старикам вообще, а конкретному нищему, конкретному больному, старухе, которая ходит в целлофановых пакетах вместо калош. С годами начинаешь понимать, что дело не в лаврах и заработках, а в том, чтобы тебе хотелось помочь человеку - любому человеку, необязательно кому-то из твоих родных и близких. Я хорошо прожил свою жизнь. Да, небогато, без больших карьерных всплесков, но я никогда никого не оскорбил, ничем не поступился. Есть люди, которые вспомнят меня добром. А это не так уж мало, правда?"




Комментариев нет:

Отправить комментарий