http://versia.ru/articles/2011/aug/22/neznakomka_ivana_kramskogo
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ:
Собирая коллекцию картин, из которых в дальнейшем будет создана носящая его имя галерея, Павел Третьяков ответил отказом одному художнику. Имя его было – Иван Крамской, а полотно, которое было «отвергнуто» Третьяковым, называлось «Неизвестная».
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ:
Собирая коллекцию картин, из которых в дальнейшем будет создана носящая его имя галерея, Павел Третьяков ответил отказом одному художнику. Имя его было – Иван Крамской, а полотно, которое было «отвергнуто» Третьяковым, называлось «Неизвестная».
Лишь годы спустя оно обретет свое место в галерее. Сегодня «Неизвестная» (в народе ее чаще всего назывпают «Незнакомкой») - одна из самых известных картин Третьяковки...
Существует несколько версий о том, кого же на самом деле изобразил Крамской. Удивительно, но сам художник ни в письмах, ни в дневниках ни словом ни обмолвился об этом.
Мне, кажется, это выяснить удалось.
И сегодня, когда я бываю в Третьяковской галерее, меня то и дело подмывает обратиться к ее служителям с предложением "переименовать" портрет. И написать, что на полотне великого мастера изображена не «неизвестная», как гласит табличка с подписью, а очень даже известная грузинская княжна Варвара Туркестанишвили, чья судьба, собственно, и вдохновила Ивана Крамского.
Это имя мне назвала одна из неповторимых тбилисских старушек, чьими рассказами я заслушивался, работая над книгой «Судьба красоты. Истории грузинских жен». Причем говорила моя собеседница об этом, как о само собой разумеющемся.
Правда, она ограничилась лишь именем и фамилией "неизвестной". А вот о деталях ее судьбы предложила справиться самому, в архивах.
Мне удалось не только разузнать подробности жизни грузинской княжны, но и разыскать ее родственников. Которые и поведали удивительную историю красавицы, чье изображение можно встретить где угодно – от обложки «Анны Карениной» до коробок конфет.
Варвара появилась на свет в 1775 году в городе Телави, столице грузинского региона Кахети. Прадед Варвары Баадур Туркестанишвили был советником царя Грузии Вахтанга Шестого и уполномоченным при его переговорах с Петром Первым.
Грузинский князь был в близких отношениях и с первым русским императором, и с его семьей.
Так, в архивах сохранились письма племянницы Петра к Туркестанишвили, в которых она благодарит князя за весело проведенное вместе время.
Сын Баадура Илья – соответственно, отец Варвары- служил в российской армии и смог дослужиться до генерала. Матерью девушки была Мария Алексеевна Еропкина, которую за веру и праведную жизнь называли праведницей. Женщина умерла, когда дочери было 20 лет. Отца Варвары не стало еще раньше – Илья Туркестанов скончался в 1789 году.
Варвара жила в Санкт-Петербурге, где была фрейлиной императрицы Марии Федоровны, матери будущего императора Александра Первого.
Варвара Туркестанова – именно так, на русский манер теперь звучала ее фамилия - была заметной личностью. Воспоминания о ней оставили многие мемуаристы того времени. Так, в одном из писем к Вяземскому есть такие строки: «За границу с императрицей Марией Федровной едут: Нарышкин - для шуток, Альбедиль - для денег, Туркестанова - для ума».
Александр Тургенев, с которым Варвара состояла в переписке, писал о грузинской княжне: "Она была и добрая, и любезная, и необыкновенно умная женщина. Благодетельствовала многим, несмотря на недостаточное состояние, и оставила приятные о себе воспоминания в многочисленном знакомстве".
В 1801 году был убит Павел Первый и на престол взошел его сын Александр. Молодой имератор был весьма увлекающейся натурой.
Не удивительно, что тонкая красота и незаурядный ум грузинки привлекли его внимание.
Император стал проявлять к девушке недвусмысленный интерес и в конце концов принялся открыто ухаживать за Туркестановой. Да и сама она была увлечена государем.
"Не будь этот человек Государь, - писала Варвара одному из друзей, - я бы очень желала нравиться ему, так как он мне бесконечно нравится"...
Но отношения с самодержцем были неровными. Уже после того, как у императора и фрейлины начался роман, ссоры следовали одна за другой.
"Я не только недовольна тем, что мне благоволят, - писала Варвара, - но огорчена им. С другой стороны, покинуть двор и отправиться - куда? Неизвестно...Увы, судьба не благосклонна ко мне".
На один из праздников, когда между Александром и фрейлиной его матери вновь был установлен мир, император преподнес Варваре драгоценную камею, на которой был изображен ее портрет и выбита надпись: "Той, которую я избрал".
Ночь после праздника император провел вместе со своей фавориткой. А через девять месяцев, 20 марта 1819 года у Варвары родилась дочь, которую назвали Мария или просто Мили.
Однако известие о появлении дочери оставило российского царя равнодушным. У него уже росла дочь Софья, рожденная во время романа с Марьей Нарышкиной. О том, что император приезжает на Фонтанку в особняк бывшей любовницы повидаться с дочерью, знали многие.
Мили Туркестанишвили Александр Первый не видел ни разу. Ее официальным отцом считался князь Голицын. А сам император к моменту появления девочки на свет уже потерял интерес к ее матери и был увлечен совсем другой женщиной.
Варвара не могла смириться с таким отношением. И решила добровольно уйти из жизни.
Ровно через два месяца после рождения дочери она приняла яд.
Смерть наступила после жесточайших мучений.
Для того, чтобы избежать ненужных разговоров, официальной причиной смерти фрейлины называли холеру. Ее тело до самых похорон оставалось во Дворце. А молитвы над ним читала сама вдовствующая императрица Мария Федоровна.
Обо всем этом запись в своем дневнике оставил Александр Пушкин, который был хорошо знаком с Туркестановой, они встречались на вечерах во Дворце.
Запись датирована 8 марта 1836 года и содержит пересказ полученной от князя Цицианова информации о том, что в свое время у Александра Первого была связь с фрейлиной Варварой Туркестановой, закончившаяся на девятом месяце рождением ребенка и самоубийством княжны Туркестановой в 1819 году...
Смерть некогда любимой Вари, как царь называл Туркестанову (ее похоронили в Александро-Невской Лавре Санкт- Петербурга), произвела на Александра Первого глубокое впечатление.
А когда от воспаления легких в возрасте 18 лет скончалась и его старшая дочь Софья, он и вовсе впал в глубокую депрессию. Все свое время стал проводить в молитвах и чтении Святого писания.
Час расплаты за предательство любви и дружбы наступил лишь в 1825 году. Осенью император уехал из Петербурга в Таганрог. Откуда, согласно легенде, инициировав собственную смерть, удалился в сибирские леса и под именем старца Федора Кузьмича принял монашеский постриг...
Так что сами похороны государя были мистификацией.
Если верить Льву Толстому, написавшему об этом один из рассказов, и обнаружившим в 1917 году пустую гробницу Александра Первого в Петропавловском соборе историкам.
Дочь Варвары и Александра была официально признана князем Владимиром Голицыным, который дал девочке свое отчество и фамилию. В свете говорили, что 24-летнего Голицына и 42-летнюю Туркестанову одно время связывали более, чем дружеские отношения. А потому маленькая Мили стала Голицыной, дабы отвести любые подозрения от государя.
Летом 1841 года Мили Голицыной сделал предложение молодой офицер. Но девушка уже была связана с другим человеком, а потому ответила категорическим отказом. Через несколько дней влюбленный в дочь Туркестановой офицер погиб на дуэли. Его звали Михаил Лермонтов. Мили Голицына пережила его всего на два года и скончалась в 1843 году, ей было всего 24 года.
Но и на этом история не заканчивается.
Говорят, будто в начале 80-х годов девятнадцатого века та самая камея с изображением Варвары Туркестановой попалась на глаза художнику Ивану Крамскому.
Он начал интересоваться судьбой героини портрета.
В результате ее отношения с императором и трагическая смерть вдохновили Крамского на создание одного из самых его известных полотен - картины "Неизвестная".
В качестве модели Крамской пригласил молодую грузинку, посадил ее в специально нанятый открытый экипаж и за несколько дней подарил грузинской княжне бессмертие...
Тема«Неизвестной» Крамского, ее прототипа и влюбленнного в нее императора Александра Первого, долго не отпускала меня.
И однажды у меня дома зазвонил телефон. Это была княжна Туркестанова.
Прапраправнучку (со стороны родного брата Варвары) легендарной фаворитки Александра Первого зовут Нино, она живет на два города - Тбилиси и Лион, откуда родом ее муж.
Нино пригласила меня в гости. И рассказала, что в их доме всегда висела репродукция «Неизвестной». Правда, в годы, когда иметь в роду фрейлину императора было небезопасно, детям говорили, что Крамской изобразил «княжну Т».
Нино призналась, что долгие считала, что на самом деле прототип полотна Крамского - княжна Тараканова, самая знаменитая самозванка 18 столетия.
Кстати, еще один намек на то, что Крамской писал «по мотивам», а приглашенная модель лишь помогла создать навеяннный легендами прошлого образ.
Можно долго спорить о том, кто же на самом деле был прототипом «Неизвестной». Но у меня лично, когда я просматривал фотографии, сделанные дома у Нино Туркестанишвили, последние сомнения в том, какая именно «княжна Т.» изображена на картине Крамского, отпали.
Впрочем, эти две истории – биография фрейлины Туркестановой и создание полотна Крамского- и без проведения параллелей достойны внимания. Ибо самодостаточны той правдой жизни, которую никогда не придумать....
Комментариев нет:
Отправить комментарий