воскресенье, 24 июня 2012 г.

ПЕЧАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ Сергея ФИЛИППОВА


 Он снялся более, чем в ста фильмах. Но для всенародной любви, пожалуй, хватило бы и пяти – «Карнавальная ночь», «Иван Васильевич меняет профессию», «Девушка без адреса», «Двенадцать стульев», «Не может быть».
При этом парадокс - часто само название фильма мы можем и запамятовать. Равно как имя и фамилию актера – Сергей Филиппов. Но его игра, пусть и в эпизоде, всего за несколько минут пленяет навсегда.
* * *
Если бы история знала сослагательное наклонение, то рассказ о Сергее Филиппове можно было бы начать с сюжета из репетиционного зала хореографического училища или, скажем, Мариинского театра.
Дело в том, что в юности жизнь Филиппова была связана именно с балетом.
Мало того, он начинал учиться у самой Агриппины Вагановой, чье имя сегодня носит одного из самых великих училищ мира.
Но Ваганова очень скоро исключила Филиппова из числа своих учеников из-за его неуживчивого характера – он бы единственным, кто позволял себе спорить с легендарной балериной.
А из балета пришлось уйти по состоянию здоровья - во время одного из представлений танцору стало плохо с сердцем и прибывшие врачи неотложки сказали, что еще одного сердечного приступа его организм не выдержит.
Но театр Филиппов не оставил - просто сменил музыкальный на драматический. Точнее, на комический.
Кстати, даже в балете Филиппов умел рассмешить.
В «Красном маке» он танцевал партию кочегара. И уходя со сцены, придумал повесить черное ведро с углем на руку облаченного в белоснежную форму капитана. Рассказывали, что зрительный зал, наблюдая за этой сценой, умирал со смеху.
* * *
Главным учителем Филиппова стал знаменитый ленинградский режиссер Николай Акимов. Он сразу понял степень дарования начинающего артиста.
Когда кто-то из членов труппы, увидев Филиппова, позволил себе во всеуслышание задать вопрос: «А что, с таким лицом можно выходить на сцену?», Акимов строго заметил, что главное –это талант. А он у Филиппова есть и потому тот будет играть.
Филиппов прослужил в театре 29 лет. Уволиться пришлось по «собственному желанию» - во время одного из спектаклей выпивший актер позволил себе какие-то замечания в адрес коллег и тот пожаловался Акимову.
Зато теперь жизнью Филиппова целиком завладело кино.
* * *
Вообще, сниматься он начал еще в 1937 –м году, играл в агитпроповских, как сказали бы сегодня, фильмах – «За советскую Родину», «Яков Свердлов», «Член правительства».
Но первая по-настоящему звездная роль у него появилась лишь в 1954 году, когда он снялся в фильме «Укротительница тигров». Ну а уже через год на экраны вышла комедия, подарившая актеру и вовсе билет в бессмертие Эльдар Рязанов предложил Филиппову небольшую роль лектора Никодилова из «Общества по распостранению» в своем дебютном фильме «Карнавальная ночь».
Филиппов был одним из самых востребованных комедийных актеров. Говорили, что единственным, кому гонорар платили еще до того, как начинались съемки. Актеру приписывают фразу: «Люби гонорар, как самого себя».
При этом, как часто бывает, Филиппова отождествляли с его киногероями и считали недалеким человеком, который любит выпить. Впрочем, традиционным русским недугом он действительно страдал. Из-за этого, собственно, и не сложилась его личная жизнь с первой женой.
А вот недалеким человеком Филиппов не был. Когда в 1965 году ему сделали операцию на голове по удалению опухоли, он произнес: «Ну вот, мне столько мозгов вырезали, а я все еще соображаю. Зря Фурцева считает меня дурачком».
Если министр культуры СССР и правда так считала, то была неправа. Филиппов был человеком с непростым характером, но цену себе и своему таланту он знал.
Когда Леонид Гайдай предложил ему роль Кисы Воробьянинова в фильме «Двенадцать стульев», Филиппов, который только-только приходил в себя после трепанации, отказываться не стал. Ибо понял, что это – подарок судьбы.
Его второй женой стала писательница Антонина Голубева, автор книги «Мальчик из Уржума» о Сергее Кирове.
 Женщина была намного старше актера и об их совместной жизни говорили разное.
Первая жена и сын Филиппова Юрий к тому времени эмигрировали в Америку. Филиппов посчитал это предательством и не простил сына. Он хранил все его письма, но так и не прочел ни одно из них.
Как это часто бывает, он всегда играл в комедиях и при этом был довольно грустным человеком. Впрочем, его жизнь и не способствовала особому веселью.
Банальная фраза, но она справедлива – живи Филиппов где-нибудь за границей, был бы миллионером. А так, в последние годы едва сводил концы с концами.
Сын его друзей, популярный актер Михаил Боярский, вспоминал, как однажды встретил «дядю Сережу», который направлялся на вокзал, чтобы сдать билет и получить за него деньги. Боярский подвез Филиппова и услышал совет: «Мишка, копи деньги! Будешь старым – никому  будешь ненужным. Все тебя забудут».
 * * *
Филиппов умер в апреле 1990 года. Ему было 77 лет.
В конце он жил совсем один. И две недели тело народного любимца пролежало в квартире. Двери в которую были открыты и все кому не лень заходили в нее и выносили все, что возможно. В итоге получилось, что даже хоронить Филиппова было, по сути, не в чем.
На его могиле поставили бюст актера в образе Гамлета - роль, которую Филиппову так и не довелось сыграть.
Впрочем, о шекспировских героях он сам никогда не думал. Его заветной мечтой была роль в фильме «Когда деревья были большими», которую сыграл Юрий Никулин.
* * *
Но история не знает сослагательного наклонения. Тем более, что осталось самое главное из определяющего – удалась жизнь актера или нет. Это народная любовь.
Она к Сергею Филиппову по-прежнему безгранична. 
24 июня 2012 года выдающемуся актеру исполнилось бы 100 лет...



1 комментарий:

  1. Потрясающий актер. Его Киса Воробьянинов непревзойденный. Но как невероятно печален и жесток жизненный финал!

    ОтветитьУдалить