Он
снялся более, чем в ста фильмах. Но для всенародной любви, пожалуй, хватило бы
и пяти – «Карнавальная ночь», «Иван Васильевич меняет профессию», «Девушка без
адреса», «Двенадцать стульев», «Не может быть».
При
этом парадокс - часто само название фильма мы можем и запамятовать. Равно как имя
и фамилию актера – Сергей Филиппов. Но его игра, пусть и в эпизоде, всего за
несколько минут пленяет навсегда.
*
* *
Если
бы история знала сослагательное наклонение, то рассказ о Сергее Филиппове можно
было бы начать с сюжета из репетиционного зала хореографического училища или,
скажем, Мариинского театра.
Дело
в том, что в юности жизнь Филиппова была связана именно с балетом.
Мало
того, он начинал учиться у самой Агриппины Вагановой, чье имя сегодня носит
одного из самых великих училищ мира.
Но
Ваганова очень скоро исключила Филиппова из числа своих учеников из-за его
неуживчивого характера – он бы единственным, кто позволял себе спорить с легендарной
балериной.
А
из балета пришлось уйти по состоянию здоровья - во время одного из
представлений танцору стало плохо с сердцем и прибывшие врачи неотложки
сказали, что еще одного сердечного приступа его организм не выдержит.
Но
театр Филиппов не оставил - просто сменил музыкальный на драматический. Точнее,
на комический.
Кстати,
даже в балете Филиппов умел рассмешить.
В
«Красном маке» он танцевал партию кочегара. И уходя со сцены, придумал повесить
черное ведро с углем на руку облаченного в белоснежную форму капитана.
Рассказывали, что зрительный зал, наблюдая за этой сценой, умирал со смеху.
*
* *
Главным
учителем Филиппова стал знаменитый ленинградский режиссер Николай Акимов. Он
сразу понял степень дарования начинающего артиста.
Когда
кто-то из членов труппы, увидев Филиппова, позволил себе во всеуслышание задать
вопрос: «А что, с таким лицом можно выходить на сцену?», Акимов строго заметил,
что главное –это талант. А он у Филиппова есть и потому тот будет играть.
Филиппов
прослужил в театре 29 лет. Уволиться пришлось по «собственному желанию» - во
время одного из спектаклей выпивший актер позволил себе какие-то замечания в
адрес коллег и тот пожаловался Акимову.
Зато
теперь жизнью Филиппова целиком завладело кино.
*
* *
Вообще,
сниматься он начал еще в 1937 –м году, играл в агитпроповских, как сказали бы
сегодня, фильмах – «За советскую Родину», «Яков Свердлов», «Член
правительства».
Но
первая по-настоящему звездная роль у него появилась лишь в 1954 году, когда он
снялся в фильме «Укротительница тигров». Ну а уже через год на экраны вышла
комедия, подарившая актеру и вовсе билет в бессмертие – Эльдар Рязанов предложил Филиппову небольшую роль лектора
Никодилова из «Общества по распостранению» в своем дебютном фильме
«Карнавальная ночь».
Филиппов
был одним из самых востребованных комедийных актеров. Говорили, что
единственным, кому гонорар платили еще до того, как начинались съемки. Актеру приписывают
фразу: «Люби гонорар, как самого себя».
При
этом, как часто бывает, Филиппова отождествляли с его киногероями и считали
недалеким человеком, который любит выпить. Впрочем, традиционным русским
недугом он действительно страдал. Из-за этого, собственно, и не сложилась его
личная жизнь с первой женой.
А
вот недалеким человеком Филиппов не был. Когда в 1965 году ему сделали операцию
на голове по удалению опухоли, он произнес: «Ну вот, мне столько мозгов
вырезали, а я все еще соображаю. Зря Фурцева считает меня дурачком».
Если
министр культуры СССР и правда так считала, то была неправа. Филиппов был
человеком с непростым характером, но цену себе и своему таланту он знал.
Когда
Леонид Гайдай предложил ему роль Кисы Воробьянинова в фильме «Двенадцать
стульев», Филиппов, который только-только приходил в себя после трепанации, отказываться
не стал. Ибо понял, что это – подарок судьбы.
Его
второй женой стала писательница Антонина Голубева, автор книги «Мальчик из
Уржума» о Сергее Кирове.
Женщина была намного старше актера и об
их совместной жизни говорили разное.
Первая
жена и сын Филиппова Юрий к тому времени эмигрировали в Америку. Филиппов посчитал
это предательством и не простил сына. Он хранил все его письма, но так и не
прочел ни одно из них.
Как
это часто бывает, он всегда играл в комедиях и при этом был довольно грустным
человеком. Впрочем, его жизнь и не способствовала особому веселью.
Банальная
фраза, но она справедлива – живи Филиппов где-нибудь за границей, был бы
миллионером. А так, в последние годы едва сводил концы с концами.
Сын
его друзей, популярный актер Михаил Боярский, вспоминал, как однажды встретил «дядю
Сережу», который направлялся на вокзал, чтобы сдать билет и получить за него
деньги. Боярский подвез Филиппова и услышал совет: «Мишка, копи деньги! Будешь
старым – никому будешь ненужным. Все
тебя забудут».
* * *
Филиппов
умер в апреле 1990 года. Ему было 77 лет.
В
конце он жил совсем один. И две недели тело народного любимца пролежало в
квартире. Двери в которую были открыты и все кому не лень заходили в нее и выносили
все, что возможно. В итоге получилось, что даже хоронить Филиппова было, по
сути, не в чем.
На
его могиле поставили бюст актера в образе Гамлета - роль, которую Филиппову так
и не довелось сыграть.
Впрочем,
о шекспировских героях он сам никогда не думал. Его заветной мечтой была роль в
фильме «Когда деревья были большими», которую сыграл Юрий Никулин.
*
* *
Но
история не знает сослагательного наклонения. Тем более, что осталось самое
главное из определяющего – удалась жизнь актера или нет. Это народная любовь.
Она
к Сергею Филиппову по-прежнему безгранична.
24 июня 2012 года выдающемуся актеру исполнилось бы 100 лет...
Потрясающий актер. Его Киса Воробьянинов непревзойденный. Но как невероятно печален и жесток жизненный финал!
ОтветитьУдалить