среда, 21 ноября 2012 г.

У внучки Горького

Вообще, конечно, это была невероятная суббота.
Потому что я провел ее у Марфы Пешковой, внучки Максима Горького. 
Помогал разобрать домашний архив и слушал удивительные истории - о свекрови Нино Гегечкори, муже Серго Берия, школьной подруге Светлане Сталиной. 
И, конечно же, о великом дедушке. Никогда не думал, что у Горького были голубые глаза. И он, оказывается, нарочно всегда старался надеть голубую рубашку, чтобы подчеркнуть их цвет.
Марфа Максимовна показывала фото и комментировала: "Это баронесса Будберг, у них с дедушкой потом были очень непростые отношения. А это - Петр Крючков, секретарь дедушки. Знаменитый Пепекрю. А вот на этой фото- молодая Нина Берберова, знаете такую писательницу?"
Я слушал, кивал, когда знал персонажей, о которых говорила хозяйка дома, или, наоборот, просил рассказать подробнее.
И она рассказывала. И, кажется, удивлялась, что мне интересно. А я не верил тому, что слышу имена великих персонажей истории ХХ столетия, которые в изложении моей собеседницы были просто добрыми знакомыми и друзьями.
Как трогательно рассказывала Марфа Максимовна о своем отце Максме.
"Он был самым близким другом дедушки. И когда его не стало, жизнь дедушки тоже остановилась... Максим был очень интересным человеком, дружил с Лениным. У меня хранится его записная книжка, где записан прямой телефон Ленина. Если хотите, я покажу".
Марфе Пешковой было 19 лет, когда скульптор Сергей Коненков выполнил обещание, данное ее деду на Капри, и создал бюст внучки Горького. Работа великого мастера называлась "Марфинька" и считалась чем-то вроде "гимна вечной молодости". Так ее
 описывали советские искусствоведы. 


Когда в девяностых годах материальное положение Марфы Пешковой оставляло желать лучшего, она продала бюст музею в Сочи.


О том, как работал Коненков, а его жена, возлюбленная Альберта Эйнштейна, развлекала ее разговорами, Марфа Максимовна рассказывала мне сегодня...

Комментариев нет:

Отправить комментарий