За всё, как известно, приходится платить. Порой эта цена оказывается непомерно высокой.
Евгению ЕВСТИГНЕЕВУ за свою гениальность пришлось заплатить жизнью.
Из слесарей — на сцену
НИЧТО в жизни Евстигнеева не предвещало, что он выйдет на сцену. Когда началась война, ему было 14 лет. Отец работал металлистом на горьковском заводе, туда же слесарем устроился и Женя. А по вечерам играл на барабанах перед сеансами в местном кинотеатре. У него был идеальный слух, и любовь к музыке, особенно к джазу, останется у него на всю жизнь.
Однажды свидетелем его вдохновенной игры на ударных, затмившей собой выступление всего оркестра, стал ректор Горьковского театрального училища. «Вы не хотите стать актёром?» — спросил он у Евстигнеева. Тот помолчал и ответил: «Не знаю». Но телефон записал и через несколько дней отправился в училище…
Из Владимирского драмтеатра, куда он был распределён после окончания учёбы, Евстигнеев фактически бежал в Москву. На вступительных экзаменах в школу-студию МХАТ, прочитав перед приёмной комиссией первую строку из пьесы Шекспира, продолжение текста он забыл. Но всем и без того стало ясно, что перед ними талант. Среди студентов Евгений выделялся не только странной внешностью, но и возрастом — ему было 28 лет.
Как вспоминает Галина Волчек, первая жена актёра (в 1961 году у них родился сын Денис, ставший талантливым режиссёром и оператором), «выглядел он странно: лысый, с длинным ногтем на мизинце».
Не менее своеобразна была и его манера разговаривать. Ко всем проходящим студенткам Евстигнеев обращался так: «Розочка, здрас-сьте», делая акцент на букве «с». Именно так, с его точки зрения, должен был разговаривать знаменитый актёр. В том, что он им станет, Евстигнеев никогда не сомневался.
Театральная Москва убедилась в этом в 1960 году, когда на сцене «Современника» он блистательно исполнил главную роль в спектакле «Голый король». Другими выдающимися работами Евстигнеева в этом театре были роли в спектаклях «Назначение» и «На дне» в постановке Галины Волчек. Вся страна начнёт восхищаться актёром четыре года спустя, когда Евстигнеев сыграет роль товарища Дынина в фильме Э. Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён».
Увлечения
НЕСМОТРЯ на то что актёр очень быстро стал всенародным кумиром, по характеру он остался простым и доступным человеком. Валентина Талызина рассказывала, как снималась с Евгением Александровичем в комедии Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи». Она на тот момент была начинающей актрисой и очень смущалась своего знаменитого партнёра. Однако Евстигнеев мгновенно сумел наладить контакт. «Я тут четвертинку купил, — сказал он ей вполголоса. — Вечером выпьем, ты не против?»
Евстигнеев никогда не играл в собственную гениальность. Напротив, он считал, что вне сцены или съёмочной площадки актёр должен вести себя как обычный, земной человек. Среди его увлечений были футбол и автомобили. Даже если надо было преодолеть всего сто метров, Евстигнеев садился за руль. А ещё его отличало потрясающее воображение. Приезжая на гастроли в другой город, Евстигнеев почти не ездил на экскурсии. Ему было достаточно купить пару открыток.
Для него никогда не составляло труда настроиться на работу, не требовалось долгих разговоров с режиссёром. За это умение мгновенно схватить суть роли актёра сравнивали с Моцартом. Он читал сценарий, и, если он ему нравился, говорил: «Всё ясно, осталось только выучить роль».
За это его обожали режиссёры. Он был любимым актёром Олега Ефремова. А ещё Евстигнеева боготворили женщины. Он был женат трижды. От Галины Волчек ушёл к актрисе Лилии Журкиной. От этого брака родилась дочь Маша. Третьей женой Евстигнеева, после трагической смерти Журкиной, стала Ирина Цивина, студентка школы-студии МХАТ, которая была моложе его на 36 лет.
Трагедия в Лондоне
ПЕРВЫЙ инфаркт случился у Евстигнеева в 1980 году. Актёр должен был лететь на гастроли в Архангельск и уже в аэропорту почувствовал боль в сердце. Поездку отменять не стал, и в Архангельске он попал в больницу. После второго инфаркта, произошедшего в 1988 году, попросил художественного руководителя МХАТа Олега Ефремова, вслед за которым ушёл из «Современника», не задействовать его в новых постановках. Ефремов пожал плечами. И Евстигнеев ушёл на пенсию.
«У меня ещё очень много сил и задумок, надо только починить двигатель», — говорил он Ирине Цивиной, имея в виду больное сердце. И в 1992 году полетел в Лондон, где ему должны были сделать операцию. Английские врачи обещали, что 5 марта его прооперируют, а уже 17-го он сможет выйти на сцену. Его ждала роль Фирса в «Вишнёвом саде».
Трагедия случилась за день до операции. Хирург нарисовал Евстигнееву его сердце и объяснил, что из четырёх клапанов у него работает только один, и то всего на 10 процентов. «Вы умрёте в любом случае, — сказал доктор, — будете делать операцию или нет». Смысл его слов заключался в том, что все люди смертны. Но великий актёр мгновенно представил себе то, о чём говорит врач. О его даре воображения мы уже вспоминали. И сердце остановилось.
Евстигнееву было 65 лет. За свой великий дар, благодаря которому он навсегда останется в истории, ему пришлось заплатить собственной жизнью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий